Ассоциация менеджеров и строительная компания Pridex представили результаты совместного исследования предпочтений офисных работников. Целью исследования было — оценить, как меняются требования сотрудников крупных и средних компаний к офисным пространствам в связи с развитием удаленного и гибридного форматов работы, а также насколько сегодня работодатели соответствуют этим запросам. В опросе приняли участие более 100 российских и международных компаний из различных отраслей бизнеса с выручкой от 1 млрд рублей.
Почти треть (30%) опрошенных Ассоциацией менеджеров и Pridex представителей компаний заявили, что работают из офиса менее пяти дней в неделю, еще 9% осуществляют свою деятельность полностью удаленно. Более половины респондентов (61%) сообщили, что по-прежнему присутствуют в офисе стандартные пять дней в неделю, однако лишь 12% участников опроса устраивает такой график. Еще 5% считают его оптимальным при условии, что рабочий день будет длиться менее восьми часов. При этом большинство респондентов (43%) заявили, что наиболее приемлемым для себя они считают график 3−4 рабочих дня в неделю в офисе, а 21% - менее 3 рабочих дней в неделю.
В целом большинство сотрудников удовлетворены техническими характеристиками своих офисов — это касается освещения (84%), обустройства рабочего места (78%), микроклимата (более 70%) и свободного пространства (72%). Наиболее уязвимым местом стали переговорные: более половины опрошенных отметили, что их количество в офисах недостаточно, 34% также выразили неудовлетворённость размером переговорных.
Данная часть исследования была посвящена важности наличия в офисе пространств, не являющихся основными рабочими зонами: корпоративное кафе, зона для проведения мероприятий, пространство для отдыха, pet-friendly, спортивная и другие зоны.
В результате наиболее востребованными у респондентов оказались так называемые «тихие зоны» — пространства на 8−12 человек, предназначенные специально для сосредоточенной работы. Среди их отличительных особенностей: минимальный уровень шума, приглушенное освещение и запрет на телефонные разговоры. При этом лишь 28% опрошенных положительно ответили на вопрос о наличии подобных помещений у них в офисах.
Столь же важными оказались звукоизолированные помещения на 1−2 человек для проведения аудио- и видеозвонков — они есть в офисах у 45% работников.
«Очевидно, что сотрудникам бывает трудно сфокусироваться на собственных задачах в тех условиях, в которых они работают сейчас. О негативном влиянии опенспейсов, являющихся сегодня наиболее популярным форматом офисных пространств, на продуктивность и самочувствие работников написано уже не одно исследование. Однако проблема не в самих открытых планировках, а, в первую очередь, в ошибках при проектировании офиса — и одной из них является отсутствие альтернативных вариантов помещений, где можно сосредоточиться на текущих делах в более уединённой атмосфере или поговорить по телефону, не мешая при этом другим».
Самыми распространенными решениями в офисах у опрошенных сотрудников оказались различные сервисы «управления» с помощью смартфона: например, подача заявок в службы ИТ и клининга (33%), «гибкие рабочие места» (бронирование рабочего места на необходимый промежуток с помощью смартфона) — 29%, а также бронирование переговорных через мобильное приложение — 25%. При этом подача заявок и бронирование переговорных также стали и наиболее востребованными.
В топ-3 по востребованности также вошли «зелёные» технологии. Это, прежде всего, различные системы, направленные на повышение энергоэффективности офисного пространства — например, интеллектуальная система освещения, автоматически настраиваемая мощность светильников в зависимости от присутствия людей и уровня естественного света в помещениях. Однако лишь 11% участников опроса отметили, что в их компаниях есть подобные решения.
«Переход на гибридный формат занятости в корне меняет требования к офисным пространствам: это касается как необходимости в более продуманном и разнообразном зонировании, так и усиления роли цифровых технологий. Кроме того, офис становится, в первую очередь, местом для общения и проведения встреч, что в том числе подтверждается нехваткой переговорных комнат, которую отметили участники опроса. Это также предполагает использование более продвинутых систем видеоконференцсвязи, удобных и понятных систем бронирования и др. Квинтэссенцией всех этих требований является комплексное решение, которое обеспечит сотрудникам простой и удобный доступ ко всем основным офисным функциям в режиме одного окна».
«Последние годы, связанные с пандемией, внешними событиями и рядом других факторов, серьезно изменили поведение как работодателей, так и соискателей. Наше совместное с компанией Pridex исследование выявило наиболее важные тренды рынка труда в России. Гибкий график и формат работы — далеко не единственное, на что компаниям стоит обращать внимание сегодня. Также важно оснащение офиса, комфортная рабочая среда, внедрение инновационных технологий в рабочие процессы. Те работодатели, которые учтут новые веяния, внедряя их в свои бизнес-модели, смогут построить эффективную команду и повысить лояльность сотрудников».