Pridex, один из крупнейших fit-out подрядчиков на российском рынке, проанализировал объёмы бюджетов на отделку и оснащение офисных пространств, а также динамику стоимости квадратного метра отделки за период 2018—2022 гг. Для этого в компании изучили данные почти трёхсот тендеров.
По результатам исследования было выявлено, что в 2022 году средняя стоимость кв. м офисной отделки в публикуемой заказчиками тендерной документации выросла на 73% по сравнению с 2018 годом. В наибольшей степени за этот период подорожала отделка у компаний промышленного сектора — на 94%.
Ключевой вклад в общий объём бюджетов за пять лет обеспечили три отрасли — «Финансовый сектор», «Промышленность», а также «IT, медиа- и телекоммуникации». При этом на финансовый сектор пришлось более чем две трети всех инвестиций.
Пик роста стоимости кв. м отделки пришёлся на постковидный 2021 год, в то время как в 2022 году было отмечено снижение — в среднем по всем отраслям оно составило 2%.
«Такая динамика свидетельствует о том, что компании стали более скрупулезно относиться к затратам на офисную отделку — особенно если принять во внимание, что реальная стоимость кв. м отделки в 2022 году существенно выросла. При этом по нашим наблюдениям бизнес не готов жертвовать функциональностью офиса и продолжает вкладывать средства в качественные архитектурные решения, а также продвинутую IT-инфраструктуру».
Ещё одним важным трендом, который отметили в Pridex, стал значительный рост доли проектов с премиальной отделкой* за последние два года: их совокупная площадь выросла более чем в 10 раз по сравнению с периодом 2018−2020 гг.
*стоимость более 200 000 руб./кв. м, учитывались проекты от 1 000 кв. м
Столь существенная разница обусловлена, прежде всего, наличием в 2021—2022 годах так называемых «мегапроектов»: за указанный период было объявлено три тендера на отделку офисных пространств площадью более 90 000 кв. м каждый.
В целом премиальные проекты обеспечили более 25% общей динамики стоимости кв. м отделки в 2022 году по сравнению с 2018 годом.
«Рынок офисной отделки уже достаточно давно смещается в сторону крупного бизнеса. Именно он выступает в качестве основного заказчика премиальных проектов: это может быть строительство новой штаб-квартиры или модернизация находящихся в собственности объектов офисной недвижимости. Качество рабочего пространства играет для таких компаний ключевую роль в привлечении и удержании квалифицированного персонала и укреплении HR-бренда в целом, поэтому мы ожидаем, что в ближайшие два года данный тренд продолжит усиливаться».