У ряда игроков на рынке fit-out-услуг есть достаточно успешный опыт прохождения кризисов, в том числе 2008−2009, 2014 и 2020 годов. Эти кризисы имели различные причины, но последствия для бизнеса были примерно одинаковыми. Качественные материалы и оборудование становились менее доступными из-за ослабления рубля или санкций. Но участники рынка находили выход — брались за сложные проекты, расширяли набор услуг и географию поставок.
Уже сейчас понятно, что последствия нового кризиса окажутся масштабнее, чем всех предыдущих. И, по всей видимости, рынок будет двигаться в сторону укрупнения подрядных структур.
Шансы на выживание выше у тех компаний, которые имеют достаточно ресурсов и опыта для завершения текущих проектов и борьбу за новые контракты. К таким игрокам — через поглощение или просто переход персонала — присоединятся более уязвимые участники рынка. Например, те, кто ориентировался исключительно на иностранных заказчиков или работал с одним-двумя клиентами.
Можно предположить, что на рынке сложатся условия для появления крупных операторов услуг, связанных с обустройством офисных интерьеров. Такие операторы могут объединить в себе классические компетенции fit-out-подрядчика и IT-интегратора для создания умной офисной инфраструктуры.
Вместе с этим часть игроков уйдет в серую зону экономики. Они вернутся к бригадному принципу оказания услуг и будут ориентироваться на небольшие разовые заказы.
Хотя строить более точные прогнозы сейчас сложно, можно с уверенностью говорить, что рынок не остановится полностью. Сильный бизнес, в том числе и в сфере fit-out-услуг, со временем может адаптироваться практически к любой ситуации. Даже если она выходит далеко за рамки всех прогнозов и ожиданий.