Дмитрий Вишняков
управляющий директор Pridex
Назовите основные вызовы, стоящие сегодня перед вами в новой ситуации?
Конечно, горизонты планирования значительно ограничены, что прямым образом сказалось на активностях многих потенциальных клиентов. Практически весь рынок, кроме долгосрочных проектов крупных российских компаний, встал на паузу. В этой связи в процессе выбора fit-out подрядчика на первый план выйдет фактор доверия и надежности; клиент будет отдавать предпочтение тем партнерам, с которыми уже есть успешный опыт реализации совместных проектов.
В то же время значительная доля спроса продолжит формироваться за счет IT-компаний, крупные BTS-проекты которых находятся в стадии активной реализации.
Кроме того, вполне конкурентоспособны позиции российских производителей в сегменте фальшполов, изготовление которых было успешно налажено в стране после кризиса 2014 года, а также в сегментах светотехнического оборудования, систем вентиляции, керамогранита, элементов декора и встроенной мебели.
В числе наиболее проблемных направлений — оборудование для умной офисной инфраструктуры: серверные коммутаторы, системы видеосвязи и мультимедиа. Это сложная и недавно появившаяся на рынке продукция, в которой важную роль играет программная составляющая. Такие решения очень сложно скопировать, что значительно ограничивает возможность появления дешевых аналогов в ближайшем будущем.
Также отсутствует полноценная альтернатива европейскому электротехническому оборудованию, насосному оборудованию, ковровым и декоративным напольным покрытиям, строительной химии.
Трудно заменяемые позиции объединяет высокий уровень патентной защиты, качество продукции, необходимость наличия уникального оборудования и высокой культуры производства.
Возможность использования оборудования и материалов, произведенных в странах Азии и Дальнего Востока, существует. В частности, мы прорабатываем варианты поставок китайского оборудования ОВИК и уже сотрудничаем с производителями комплектующих для СКС, СКУД, мультимедийных систем и видеонаблюдения. Китайский рынок готов предложить довольно широкий ассортимент финишных материалов: керамической плитки, керамогранита, мозаик, подвесных декоративных потолков.
В поле зрения российских fit-out подрядчиков также находятся производители сантехнических приборов и металлических изделий (потолков и фасадов) из Турции, а также поставщики натурального камня и керамической плитки из Индии.
Тем не менее, вывод новых продуктов на российский рынок — это довольно длительный процесс, требующий существенных инвестиций. Необходимость сертификации и выстраивания надежных логистических каналов вряд ли позволит оперативно заменить привычных для нашего рынка европейских производителей. Для успешной реализации программы по переориентации импорта явно потребуется помощь законодателей. Важно, чтобы данные инициативы не прошли в ущерб российскому потребителю и помогли сохранить высокие стандарты качества оборудования и материалов.