Текущая ситуация, которая начала формироваться в конце февраля 2022 года, внесла серьезные изменения в динамику развития офисного сегмента. Рынок столкнулся с отказом от запланированных сделок по аренде/покупке помещений, остановкой значительной части проектов на начальной стадии и, в ряде случаев, отменой проектов, находящихся в стадии строительства. Кризис также создал ощутимые трудности для fit-out подрядчиков, которым пришлось оперативно справляться с обрывом логистических цепочек, запретом на продажу российским клиентам материалов и оборудования, дефицитом комплектующих, что, в свою очередь, сказалось на росте стоимости и увеличении сроков реализации проектов.
Тем не менее, со стороны бизнеса по-прежнему существует запрос на качественное IT-оснащение. Прямо сейчас на рынке формируется естественный водораздел, с одной стороны которого — масштабные проекты, инициированные системообразующими компаниями (часто с государственным участием), располагающими значительными финансовыми ресурсами, а с другой — офисы от 1 тыс. до 10 тыс. кв. м, проекты которых инициируются менее крупными компаниями.
Первый тип клиентов привязан к внушительным, но зачастую устаревшим имущественным комплексам, находящимся в собственности. Интерес к развитию принадлежащих им офисных кластеров связан, в первую очередь, с привлечением и удержанием персонала — отсутствие современной инфраструктуры существенно ослабляет позиции в этом вопросе. Как правило, подобные корпорации разрабатывают долгосрочные стратегии развития своей коммерческой недвижимости, под нужды которых формируется отдельный бюджет, рассчитанный на несколько лет.
В то же время, клиенты, рассматривающие для себя офисы площадью от 1 тыс. до 10 тыс. кв. м, более подвержены влиянию текущей нестабильности и в условиях дефицита отделочных материалов и оборудования могут переориентироваться на рынок готового предложения вместо того, чтобы реализовывать собственные проекты. Это приведет к тому, что часть спроса перераспределится в пользу сервисных офисов, что должно дать им толчок для дальнейшего улучшения собственных технологических решений — ведь зачастую именно сервисные офисы являются драйверами цифрового развития в этом сегменте.
Таким образом, в среднесрочной перспективе крупные корпорации и сетевые офисные операторы станут основными инициаторами строительства новых проектов, создавая значительный объем спроса на качественный, и что немаловажно, высокотехнологичный fit-out.