Сотрудники больше не хотят работать из офиса. Как это изменить?

7 мин
В 2025 году противостояние «удаленка vs. офис» выходит на новый уровень. Ведущие мировые гиганты, такие как Amazon, IBM, Dell и другие настаивают на возвращении к стандартной офисной пятидневке. Сотрудники категорически не разделяют эту позицию: большинство предпочитает хотя бы часть недели работать из дома.
В России 64% людей, занятых в офисах крупных компаний, также считают этот формат оптимальным. При этом почти треть «гибридных» работников не согласились бы полностью вернуться в офис ни за какие деньги.

Данные исследований недвусмысленно говорят, что гибрид с нами если не навсегда, то как минимум очень надолго. Однако недостаточно просто выдать сотруднику ноутбук и отправить его в свободное плавание — необходимо организовать процесс так, чтобы люди сами стремились побольше времени проводить в офисе, а пространство использовалось максимально эффективно. Эксперты Pridex представляют топ-5 рекомендаций, которые помогут сделать гибридную работу действительно удобной.

Разнообразие рабочих зон

Все мы слышали о легендарных офисах Google и других мировых IT-гигантов, напичканных гамаками, капсулами для сна, массажными комнатами и т. д. И хотя это, безусловно, добавит очков в копилку HR-бренда компании, далеко не всегда это действительно является приоритетом для сотрудников: согласно исследованиям, 65% из них всё же в первую очередь приходят в офис ради социализации и возможности обсудить рабочие вопросы с коллегами лицом к лицу.

Именно на потребности в коммуникации и стоит сосредоточиться прежде всего: командные зоны для совместной работы, лаундж-зоны для общения в неформальной обстановке, хорошо оснащенные переговорные различной вместимости и т. д. Кроме того, нужно позаботиться и о том, чтобы активное взаимодействие одних не мешало работать другим: для этого стоит предусмотреть в офисе такие решения, как, например, телефонные кабины для совершения звонков или тихие зоны, где человек может максимально сосредоточиться на индивидуальных задачах, когда это действительно необходимо.
65
%
сотрудников приходят в офис ради социализации и возможности обсудить рабочие вопросы с коллегами лицом к лицу

Шеринг

Совместное использование рабочих мест является неотъемлемой частью эффективного гибрида, так как до 80% времени сотрудник будет проводить на встречах или работая из дома. Тем не менее, крайне важно позаботиться о том, чтобы это не создавало дополнительных проблем, которые придется решать в ущерб рабочему времени.

Прежде всего, шеринг означает определенный отказ от персонализации: если раньше сотрудник хранил всё необходимое на рабочем столе, то теперь этот стол ему не принадлежит. Самый простой способ избежать возможного хаоса — установить локеры. Это специальные системы хранения вещей с доступом с помощью пин-кода, мобильного телефона или Face ID, где можно оставить документы и личные вещи на период рабочего дня (или дольше).

Не менее серьёзная задача — избежать нехватки мест или, напротив, ситуации, когда существенная часть из них регулярно пустует. Самое важное здесь — это система бронирования. В компаниях встречаются разные решения: календари, корпоративные порталы — вплоть до занесения данных в Excel-таблицу вручную. Однако гораздо более удобным вариантом станет мобильное приложение: оно не только поможет быстро забронировать место уже на подходе к офису, но и позволит отслеживать занятость в режиме реального времени.

Для бизнеса это ещё и возможность серьезно сэкономить на аренде: такой подход может сократить количество квадратных метров на сотрудника почти вдвое без потери в комфорте.

Цифровизация офиса

Компании уже давно используют цифровые решения для повышения эффективности бизнеса, и теперь они ожидают того же и от офисов. Мобильные приложения, биометрия для контроля доступа, видеоконференцсвязь, автоматизированное управление инженерными системами — всё это позволяет тратить меньше времени на процессы, несвязанные напрямую с работой, и одновременно уменьшать расходы на аренду и эксплуатацию.

Например, около 4−5% рабочего времени сотрудника (то есть один рабочий день в месяц) уходит на рутину — назначение встреч и бронирование переговорных, поиск коллег по офису или парковочного места рядом, ожидание в очереди в кафе или столовой и т. д. Все эти задачи можно цифровизировать.

Гибкая архитектура

Если в компании практикуется сезонный найм или проектные команды (как, например, в сфере IT), то адаптация офиса под вечно меняющийся штат становится неутихающей головной болью. В этом случае важно иметь возможность быстро и без лишних усилий переформатировать те или иные зоны под новые задачи. Поэтому в гибридных офисах широко используются раздвижные стены и трансформируемые перегородки: они позволяют легко превратить просторный конференц-зал в несколько аудиторий для командной работы или холл — в переговорные.

Мебель тоже должна быть многофункциональной: подходить под разные типы помещений, быть легко перемещаемой и иметь возможность индивидуальной настройки под конкретного сотрудника.

Аналитика офиса

Даже самые прогрессивные офисы время от времени нуждаются в обновлении, однако компании не всегда понимают, какие именно изменения нужно внести. Приходится запускать длительную оценку и перепланировку с участием консультантов и других подрядчиков.

Процесс можно упростить, если регулярно собирать данные об использовании офиса. Это позволит, например, выделить зоны, которые не отличаются популярностью у сотрудников или оценить степень износа оборудования. А затем создать модель идеального офиса в имеющихся условиях, которая будет лучше отвечать потребностям бизнеса.
Офис IT-команды
Поделиться

Читайте также