Российские компании продолжают укреплять своё положение на фоне растущей стоимости логистики из Европы и Азии
Pridex, технологическая и строительная компания в сфере недвижимости, оценила, как изменились доли поставщиков из различных регионов мира в офисной «строительной корзине». Если в начале 2022 года на Европу приходилось более трети (38%) всех закупок материалов и оборудования, то к декабрю 2024 года эта цифра снизилась до 13%, в то время как доля товаров отечественного производства выросла до 72%.
Исследование включает в себя три основных типа продукции: строительные (черновые) материалы, отделочные (чистовые) материалы и инженерное оборудование. Расчёты проводились на основе анализа собственных закупок компании, технических заданий клиентов и изучения требований открытых тендеров.
В 2024 году основные изменения коснулись отделочных материалов и инженерного оборудования, в то время как ситуация с черновыми материалами уже на протяжении нескольких лет остаётся стабильной: большинство позиций на 100% закупается в РФ. Исключение составляют расходники (буры, сверла, мелкий инструмент и др.), которые поставляются преимущественно из азиатского региона (80%).
В сегменте отделочных материалов значимо выросла доля поставок напольных покрытий из Азии — с 26% до 65%, тогда как доля европейских производителей снизилась более чем в два раза (с 72% до 33%). Кроме того, продолжает расти востребованность российской продукции: это касается потолочных систем (+10 п.п.) и осветительного оборудования (+20 п.п.).
В сегменте инженерного оборудования отечественные производители также существенно нарастили свои позиции по ряду направлений. Так, доля российского щитового оборудования выросла с 20% до 70% - в первую очередь это связано с заменой комплектующих от европейских брендов на продукцию, изготавливаемую в России, а также в странах Юго-Восточной Азии. Помимо этого, увеличилась доля российской электрики (с 27% до 60%), что во многом объясняется продолжающимся уходом европейских компаний с рынка и передачей их производств в управление российским юрлицам.
Александр Алейников,
коммерческий директор Pridex
«На фоне усиливающегося санкционного давления международные логистические цепочки продолжают усложняться, вследствие чего игроки строительной отрасли постоянно находятся в поиске альтернативных решений. Это не только делает сроки поставок менее прогнозируемыми, но также отражается и на стоимости для конечного потребителя: например, многие позиции из Китая сейчас поставляются исключительно с использованием агентов из третьих стран, что формирует дополнительную наценку на импорт в размере 5−7%. В результате российский бизнес всё чаще отдаёт предпочтение отечественной продукции при создании офисных проектов, а учитывая интенсивные темпы развития производств внутри страны, очевидно, что её доля в „строительной корзине“ продолжит расти».