Если ещё недавно о цифровых технологиях для офисов говорили в основном операторы гибких рабочих пространств, то в 2023 году они, кажется, стали интересны всем — как крупному бизнесу, так и девелоперам.
С точки зрения бизнеса, необходимость в совершенствовании офисной IT-инфраструктуры диктуется, в первую очередь, адаптацией к гибридному формату работы — чему многие компании сопротивляются до сих пор. Однако их мнение постепенно меняется благодаря одному конкретному решению: совместному использованию (шерингу) рабочих мест, при котором сотрудник имеет возможность забронировать себе место на любой удобный промежуток времени. Дело здесь в том, что при наличии грамотно выстроенной системы бронирования (чаще всего, с помощью мобильного приложения), работодателю больше не нужно мыслить категорией «1 сотрудник — 1 рабочий стол» — соотношение теперь может составлять и два или даже три к одному. Это позволяет расширять штат, оставаясь на тех же офисных площадях — когда речь идёт о корпорации, в которой работают десятки тысяч человек, финансовая выгода может быть весьма существенной. По нашей оценке, в компаниях, использующих шеринговую модель, только две трети работников регулярно посещают офис, а одномоментно в нём находится всего 31% от общего числа сотрудников. Таким образом, внедрение совместного использования рабочих мест даёт возможность сократить площадь на одного человека в среднем на 42%.
Кроме того, цифровые сервисы стали логичным продолжением тренда на повышение качества офиса в борьбе за кадры, помогая сформировать образ современной компании. Показательно, что здесь к тенденции присоединяется и госсектор, о консерватизме которого я упоминал выше: хотя его представители до сих пор достаточно осторожно подходят к гибриду и чаще предпочитают кабинеты открытым планировкам, они активно внедряют другие продвинутые решения, такие как системы биометрической идентификации на основе технологии распознавания лиц (например, для доступа в офис или к системам хранения документов), управление инженерными системами (свет, климат) на уровне пользователя и др. В целом крупный бизнес постепенно укрепляется в мысли о неизбежности внедрения цифровых технологий в рабочие пространства. Ведь если компания не инвестирует в это направление сейчас, то уже через три года ей, скорее всего, придётся перестраивать свой офис.
Но ещё более интересно, что в технологическую гонку постепенно включаются бизнес-центры: по нашей внутренней оценке, наличие цифровой инфраструктуры заявлено в 40% строящихся БЦ Москвы. При этом на рынке обсуждается возможность пересмотра существующей офисной классификации и введения нового класса объектов, отличительной особенностью которых будет именно наличие digital-сервисов.
Девелоперы и владельцы бизнес-центров видят в этом возможность повысить не только ликвидность объекта и ставку аренды, но и эффективность эксплуатации здания. Хорошим примером здесь может служить паркинг: на текущий момент это один из самых дорогих пунктов в структуре расходов, однако у собственников, как правило, нет какой-либо системы аналитики, которая помогла бы оценить заполняемость и частоту использования парковочных мест в разрезе дня. При внедрении цифровой системы управления парковкой (распознавание номеров при въезде, бронирование парковочных мест по аналогии с рабочими местами) накопленный объём данных позволит уже через год получить чёткое представление о необходимом размере и структуре паркинга, и использовать эту информацию для планирования будущих проектов и оптимизации текущих.