Дмитрий Вишняков, управляющий директор Pridex — о ключевых изменениях в сфере fit-out, способах повышения эффективности строительства и перспективах развития отрасли в 2023 году.
Дмитрий Вишняков
управляющий директор Pridex
— Назовите основные вызовы, стоящие перед вами в новой ситуации в уходящем году.
Очевидно, что рынок меняется — как с точки зрения спроса на наши услуги, так и с точки зрения уровня квалификации и ресурсов, необходимых для реализации проектов.
Одним из наиболее серьёзных вызовов для нас остаётся обеспечение поставок материалов и оборудования, и в особенности работа с параллельным импортом. В текущих условиях многие проекты, которые строятся уже достаточно продолжительное время, оказались в некотором смысле заложниками зарубежных решений. В них уже интегрированы определённые коммуникации и системы, предполагающие использование изделий конкретного производителя, которые более не доступны из-за санкций — во всяком случае, через тех дистрибьюторов, с которыми все привыкли работать.
В ситуации, когда замена на аналогичное решение не представляется возможной, необходимо оперативно находить альтернативные способы поставки. Поиск партнёров, построение новых логистических маршрутов, обеспечение надлежащего качества привезённой продукции и её гарантийное обслуживание (мы предоставляем гарантию по всем нашим проектам в течение года после сдачи) — всё это отдельное полноценное направление, которое мы активно развиваем в данный момент.
В целом на рынке сохраняется та же тенденция, которая усиливалась с начала текущего года: спрос на качественные офисы формируется преимущественно за счёт крупного российского бизнеса и компаний с государственным участием.
В первом случае это прежде всего те игроки, которые сумели грамотно адаптироваться к текущей ситуации: занять освободившиеся ниши, выкупить активы ушедших иностранных конкурентов. Теперь они активно расширяют штат и, как следствие, нуждаются в новых офисных площадях. Из наиболее заметных с точки зрения спроса отраслей можно выделить IT и телекоммуникации, финансовый сектор, строительство, логистику и транспорт, и др.
Что касается госкомпаний, у них уже достаточно давно существовала потребность в укреплении HR-бренда, создании лучших условий для привлечения и удержания квалифицированных кадров. Теперь она реализуется через модернизацию находящихся у них в собственности объектов офисной недвижимости, строительство новых штаб-квартир и др. В первую очередь это компании, которые занимаются импортозамещением, а также добычей полезных ископаемых.
Есть два ключевых направления. Первое — это повышение эффективности строительства с помощью цифровых инструментов. Прежде всего, речь идёт об информационном моделировании: мы накопили уже довольно большое количество кейсов с использованием BIM-проектирования, и можем сказать, что благодаря устранению коллизий на начальном этапе fit-out проекта можно сократить издержки на 4−5%.
Помимо этого, мы внедряем на своих объектах принципы lean construction, направленные на повышение производительности труда и вовлеченности персонала непосредственно на стройплощадке, улучшение контроля за движением ТМЦ и общее ускорение темпов строительства. Цифровизация также играет здесь ключевую роль: например, недавно мы завершили проект по внедрению носимых устройств на одном из наших крупных объектов в Санкт-Петербурге, в рамках которого 1000 рабочих была оснащена смарт-часами, осуществляющими ежедневный мониторинг их физической активности.
Работает это следующим образом: используя данные об интенсивности движений и ряде других параметров, получаемых с часов, специально разработанная AI-модель определяет, чем сотрудник занимается в конкретный момент времени. Это позволяет нам рассчитать норму активности или так называемой «полезной работы» для каждой специальности. На её основе мы ввели для рабочих систему поощрений за превышение средних показателей, и в результате за полгода нам удалось повысить производительность труда более чем на 15%.
Пока прошло слишком мало времени, чтобы говорить о каких-то принципиально новых направлениях, в которых российские игроки смогли существенно нарастить позиции — думаю, что к этому вопросу можно будет вернуться не раньше конца следующего года. Тем не менее, те производства, которые уже достаточно долго развивались в стране ещё до текущих событий, продемонстрировали высокую конкурентоспособность и теперь получили новые возможности для роста. Сюда можно отнести производителей светотехнического оборудования, custom-made изделий, сложных металлических изделий, стекла (в частности, стеклянных перегородок), кабельной продукции.
Что касается дружественных стран, в сегменте финишной отделки растёт доля декоративных и облицовочных материалов из Турции, натурального камня, керамогранита и других напольных покрытий из Индии. В сегменте инженерного оборудования повышается роль азиатских поставщиков — например, до 80% всего вентиляционного оборудования на данный момент ввозится из Китая.
Основной проблемой для офисного сегмента всё ещё остаётся высокотехнологичная продукция: мультимедиа, IT-оснащение, системы автоматизации и оборудование для умного офиса. Даже несмотря на активное расширение сотрудничества с дружественными странами в этом направлении, поиск эквивалентного по качеству решения по-прежнему является сложным и весьма ресурсозатратным процессом.
Думаю, что в краткосрочной перспективе мы увидим тренд на упрощение проектов — очевидно, что клиенты не готовы жертвовать сроками и стоимостью ради погони за брендом и будут ориентироваться на те решения, для реализации которых точно можно будет поставить все необходимые материалы и оборудование.
Мы также ожидаем дальнейшего увеличения спроса на сервисные офисы. Это связано с тем, что существующие логистические сложности делают полноценные fit-out проекты менее доступными для небольших и средних компаний из-за сильно возросших временны́х и финансовых рисков.
Кроме того, дефицит отдельных элементов отделки и интерьера заставляет владельцев бизнеса пересмотреть свои приоритеты в выборе рабочего пространства — для некоторых возможность въехать в офис с уже готовой инфраструктурой, мебелью и др. становится более целесообразным выходом, чем инвестиции собственного времени и ресурсов в ремонт.
Всё это позволяет прийти к выводу, что в будущем году операторы гибких офисных сетей станут более заметными потребителями fit-out услуг в общей структуре спроса. Таким образом, рынок всё больше смещается в сторону «профессиональных заказчиков» — сервисных офисов и крупных компаний, обладающих соответствующими компетенциями и ресурсами.